Интервью с Татьяной Поляковой
В детективах Поляковой — захватывающий сюжет и непредсказуемая развязка, обаятельные герои и невероятные приключения, легкий стиль и яркие диалоги.
06.04.2011

Интервью с Татьяной Поляковой

О детективном жанре

− Чем Вас так очаровал детективный жанр в самом начале Вашего творческого пути? Иными словами, почему Вы стали писать именно детективы?

− В настоящее время в жанре классического детектива – речь о произведениях Агаты Кристи, Конан-Дойля – никто не пишет. Сегодня детективом называют любой роман, в котором есть убийство или некая тайна, которую предлагается расследовать. Это книги, которые находятся на стыке самых разных жанров.

Среди детективов существует великое множество подвидов – политический, исторический, иронический, военный и так далее. Детектив – это очень благодарный жанр. Соблюдая его основные законы – есть некое преступление, есть условный сыщик, есть главный злодей, которого в конце мы выводим на чистую воду – в остальном мы можем чувствовать себя совершенно свободно, наполняя этот жанровый каркас разнообразными литературными приемами. Это очень интересно, потому что дает очень большую степень свободы автору.

− Книги каких авторов, мастеров детективного жанра, Вы читаете? Какое произведение Вы бы могли назвать эталоном детектива?


− Детектив существует боле 150 лет, он претерпевал различные изменения. Лучше сыщика-интеллектуала, чем создал сэр Артур Конан-Дойль, просто не существует: Шерлок Холмс - это эталон эталонов.

Совершенно другой тип детектива – детектив действия, «крутой» детектив, американцы зовут его hard-boiled. В нем сыщик двигается, разговаривает с какими-то людьми, сам попадает в непростые ситуации и в итоге что-то раскрывает. Для меня законодатели этого жанра – потрясающий Дэшил Хэммет и Раймонд Чандлер.

− Читаете ли Вы книги Ваших коллег по детективному жанру? Кто из современных авторов Вам нравится/не нравится?

− Безусловно, читаю – и потому, что это пишут коллеги, и потому, что просто люблю детективы. При этом я смотрю не только с позиции читателя, но и автора: как сделана та или иная книга, как поданы герои, как закручивается интрига. Поэтому я могу получать удовольствие от книги, которая сильно не раскручена – и, может быть, читатели не обратили на нее внимание, а вот мне она показалась очень выигрышной. Что до фамилий конкретных авторов – те, кого я назову, и так всеми известны и заслуженно любимы. Здесь наши мысли с читателями двигаются в одном русле.

− Как Вы считаете, в чем заключаются различия современного зарубежного детектива от нашего, российского? Популярен ли этот жанр в мире так же, как у нас в стране?


− Сейчас в зарубежном детективе проявилась тенденция соединить его с психологическим романом. Раньше зарубежный детектив – то, например, что мы читали у Чейза – отличался высокой динамикой повествования, когда с героем за 20 страниц происходит масса событий. Сейчас повествование развивается неспешно, неторопливо, всего одна и достаточно прямая линия повествования, не особенно насыщенная. И в обязательном порядке дается психологический экскурс в жизнь близких героя и его собственную.

Кроме того, современные авторы всячески расширяют детектив за счет сопредельных жанров.

− Над чем Вы сейчас работаете?

− Буквально на днях я закончила черновой вариант нового романа. Пока у книги нет даже рабочего названия. Книга не серийная – персонажи новые.

Это детектив, где героине приходится расследовать преступление, напрямую связанное с очень близким ей человеком, ее братом. Мало того, это человек, который заменил ей в свое время семью. И она стоит перед таким жестким выбором – с одной стороны, ей не хочется ввязываться в расследование, так как она не хочет узнать нечто малоприятное для себя, боится разочарований, а с другой стороны, выходит так, что ничего другого ей не остается. Есть в этой книге и элементы психологии – может, не в таком количестве, как это принято на западе, но есть. И, конечно насыщенная детективная линия. Финал - скажу сразу – будет положительным.


О всемирной паутине

− Являетесь ли Вы активным пользователем сети Интернет? Читаете ли Вы электронные книги? Если да, то каким устройством для чтения Вы пользуетесь?

− Я заглядываю в интернет - смотрю справочные материалы, но только самые простые. А серьезные вещи предпочитаю перепроверять в бумажных книгах – несколько раз сталкивалась с тем, что точность данных, выложенных в сеть, мягко говоря, критики не выдерживает – кто их там выкладывает, это вопрос.

Электронные книги не читаю – считаю их ужасно неудобными. Вообще с экрана читать не люблю – даже письма я распечатываю.

− Когда Ваши книги появились впервые в электронном виде?

− Точную дату не назову, но практически сразу, как только пошла мода выкладывать тексты, в сети появились и мои книги тоже.

− Следите ли Вы за пиратским распространением Ваших книг в сети Интернет?

− Не слежу. Мне это абсолютно неинтересно: как-то противодействовать такому откровенному воровству я не имею возможности, а так как от меня изменение этой ситуации никак не зависит – ну и зачем я буду тратить на это время и драгоценные нервы?

− Как Вы думаете, как можно победить пиратство в сети Интернет? Как можно объяснить читателю, что за труд автора нужно платить?

− Этим должно заниматься государство. У нас даже закон есть соответствующий, просто никто его не выполняет. Всем нам это ужасно не нравится, но в той или иной степени все это поощряют.

− Как Вы думаете, какая судьба уготована электронным и бумажным книгам через 15-20 лет?


− Переход на цифру неизбежен. Но пока живет поколение тех, кто привык к книге в ее исконном виде, бумажная книга будет жить. Понимаете, привычка – великая вещь: может и удобнее, к примеру, в отпуск взять не восемь книг, а одну, но нет привычки и нет желания. И даже когда – жизнь есть жизнь – большинство уже будет читать книги в электронном виде, бумажная книга все равно останется. Будут читать, будут собирать и через сколько-то десятков лет это будет неким признаком аристократизма и утончённости, как классическая живая музыка или картины вместо постеров. Культура книги не угаснет, просто видоизменится. Ну и стоить книга будет гораздо дороже, чем сейчас.

− Какие книги Вы можете посоветовать прочитать: а) Ваши книги б) книги других авторов.

− Сейчас жизнь хороша тем, что из всего обилия, при известном старании, можно выбрать очень хорошие книги. Читайте те книги, которые в первую очередь интересны вам. Лично вам. Никогда не советую и всегда странно воспринимаю тех, кто читает с некоей целью – но без личного интереса, вовлеченности. Читать нужно для удовольствия. Естественно, оно бывает разным: удовольствие от работы серого вещества – удовольствие быть умным; удовольствие от эмоций – это и смех, и слезы – иной раз рыдаешь над романом – но рыдаешь с удовольствием. Читать нужно то, что меняет человека – ни одна книга не оставляет человека неизменным; даже если он не замечает изменений, они непременно происходят.

Что до конкретики, то могу сказать о себе – я сейчас с увлечением читаю книги Иена Бэнкса. Есть у него замечательный роман, называется «Осиная фабрика» - это качественный, крепкий триллер, но вместе с тем это очень хорошая литература.

Что касается моих книг, то здесь тоже все зависит от конкретного читателя, его желания и вкуса. «Чудо в пушистых перьях» или «Сестрички не промах» - это для тех, кто любит посмеяться, любит приятно провести время. А тем, кто предпочитает серьезные вещи, кому нравятся героини с историей, стоит заглянуть в книги об Ольге Рязанцевой. Я с благодарностью приму любой читательский выбор.

Материал с сайта ЛитРес
Электронные книги Татьяны Поляковой на ЛитРес

Все новости